Принципы формирования успешных привычек

Механизмы и условия создания новых поведенческих паттернов. Популярные методики формирования успешных привычек: 60 программ на 30 дней, стратегия «скрепка», технология Джона Норкросса. Консультации для родителей малышей, приемы работы с детьми.


Неосознанное поведение, обусловленное мышечной памятью, называют навыком. Безобидные ритуалы разгружают префронтальную кору аналитического центра, отвечающего за бытовые, поведенческие навыки, экономят психическую энергию. Проанализировав день, каждый обнаружит с десяток непродуктивных действий. Просмотр почты по утрам, бесконечный просмотр новостей, разговоры по телефону «съедают» время, часто выводят из равновесия. Однако никто не запрещает работать над собой, формировать новые полезные привычки поведения, выводить для себя формулы здоровья.

Условия и механизм формирования привычки

Процесс зависит от нейрофизиологических и психологических аспектов. Любое повторяющееся действие уходит в базальные ядра – подкорковые структуры, стимулирующих образование поведенческих паттернов в стриатуме – полосатом теле. При освоении новой информации сначала происходят колебания в гамма-волнах, при закреплении частота электрических сигналов меняется в бета-волнах.

Базальные ганглии или ядра управляют желаниями. Когда человек чувствует вкусный запах, они генерируют побуждающие импульсы, и ему сложно побороть соблазн. Если грозит опасность, срабатывают подавляющие импульсы. Нейронный стоп-сигнал предупреждает, что делать это не нужно. Если человек игнорирует знаки и поддается желанию, появляются пищевая, алкогольная, другие вредные привычки. Хотя все знают о последствиях, только единицы способны противостоять соблазну.

Сколько дней формируется привычка

Активность нейронов стриатума отвечает за интеграцию движений в одно действие. После многократного повторения мозг запускает по инерции мышечную память, которая по окончанию действия сообщает результаты. Однако создание навыков усложняют тормозящие интернейроны неокортекса. Они избирательно блокируют прохождение электрических импульсов в таламус, снижают активность. При таком дисбалансе 1 дня для формирования нового навыка недостаточно. Информация уходят на подсознание при условии отсутствия противодействия со стороны психики, поддержке дофаминовой системы.

Любой метод, направленный на создание новых паттернов в поведении, основан на вознаграждении и схож у всех млекопитающий. Схема проста: сигнал – действие – награда. Получаемое от процесса удовольствие увеличивает количество нейронов в полосатом теле, повышает мотивацию. Дофамин для коры мозга – как приманка для дрессировки собаки. Если есть подкрепление, результат появляется быстрее.

У многих срок формирования привычки варьируется в диапазоне – 21- 90 дней. По истечении этого времени образуются устойчивые нейронные связи, приходит понимание, что движения совершаются на автопилоте. Подробную информацию можно получить в «Книге челленджей», где автор предложила 60 программ:

  • для профилактики вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ;
  • принципы формирования нравственного и культурного поведения, положительных гигиенических навыков;
  • стратегии развития осознанности и мышления.

Этапы формирования полезных привычек

Джон Норкросс после 30-летних исследований поделился открытием. В книге «Прокачай себя сам» профессор психологии утверждает, что успех кроется в ступенчатой стратегии. Если стоит цель выучить иностранный язык, используйте схему из 4 шагов, включающую:

  1. Осознание необходимости разговаривать на английском.
  2. Психологическую подготовку к осуществлению намерения.
  3. Учебный процесс.
  4. Способы поддержания мотивации.

Спросите у себя, насколько вы готовы продвинуться в изучении языка за 3 месяца. Ответ «позже», «может, с лета» говорит о стадии созревании. Если цель – формирование положительных привычек поведения и здорового образа жизни, еженедельно проводите пищевой мониторинг, записывая в дневник полученные калории. Анализ подталкивает к сокращению дневного рациона на 100 ккал, затем на 200, дальше по алгоритму.

  1. В фазе подготовки найдите и исключите триггеры, подталкивающие к перееданию. Поставленную задачу, разбейте на маленькие цели «пью чай без пирожного», «начинаю ходить пешком по 15 минут».
  2. На 3-м этапе переходите от слов к делу, найдя для себя поощрения. Если боитесь, не раздумывая, наступайте на свои страхи. Получите двойную выгоду: победите себя, сохраните психическую энергию.
  3. Создайте позитивную среду: общайтесь с людьми в сети, преследующих одинаковые цели.
  4. На 4-й ступени учитесь управлять эмоциями, искать мотивацию. Отслеживайте прогресс и благодарите себя за то, что сделали крошечный шаг себе навстречу.

Результат в количественном понимании не важен. Главное, что избавились от старых шаблонов, создали новые правила поведения. На 1 и 2-м этапах хорошо работают: вдохновение, намерение, эмоциональное вовлечение. Поддерживайте эти чувства, иначе их отсутствие на следующих стадиях может перечеркнуть результаты.

Стратегия скрепки или визуальные триггеры

Методов формирования правильных привычек поведения много. История парня, решившего сделать себя сам, случилась в 1993 году. Благодаря новым навыкам, неопытный биржевый брокер за короткое время добился успехов. На рабочий стол ставил 2 банки: одну заполнял 120-ю скрепками, вторую держал пустой. После каждого телефонного звонка перемещал по одной в свободную емкость, пока они не заканчивались. За 18 месяцев сумма сделок составила 5 млн. долларов. Успех Дюрсмида свидетельствует о том, что успех – результат повторения простых действий.

Стратегия создает визуальный триггер, мотивирующий на выполнение задачи в четкой последовательности. Чтобы измерить прогресс, достаточно посмотреть на количество отложенных скрепок. Это доказывает, что осязаемость действий оказывает аддитивный эффект на мотивацию. Чем больше их перекочует в пустую банку, тем быстрее достигается цель. Исследования в поведенческой макроэкономики доказывают этот феномен, называемый «эффектом владения». Суть сводится к тому, что уделять внимание нужно не тому, чем владеете, а вещам, которых нет. Начните с малого:

  • если хотите делать по 50 отжиманий в день, начните с 10 скрепок;
  • нужно отправить 30 писем – напишите 20, при нажатии на enter перебрасывайте предмет в пустую емкость.

Как успешные привычки формируют характер детей

Малыши рождаются с определенным психотипом и характером. Если темперамент не поддается воспитанию, правила поведения, моральные аспекты, привычки здорового образа жизни складываются и шлифуются в семье. Навык тихо притворять дверь, убирать игрушки, уважать старших уходят на подсознание, становятся частью поведенческой программы.

Некорректные паттерны появляются из-за плохо усвоенных движений. Если с малышом не занимаются родители, речевые навыки развиваются с опозданием. Порой мамы вынуждены заново учить держать карандаш или ложку. Все недостатки проявляются к 3 годам. К этому времени у него стихийно появляются навыки, и он пользуется ими, как умеет. Родители заранее обязаны проводить работу по профилактике вредных привычек. Акцентироваться на слабых сторонах характера малышей нет необходимости. Со временем меняются потребности, приоритеты и с маминой помощью дурные наклонности бесследно исчезают.

Методы воспитания привычек носят бытовой характер. Уход за животными, растениями, трудовая деятельность приносит детям удовольствие, воспитывает чувство ответственности. Позаботьтесь, чтобы результат был очевиден. Проявляйте эмоции, говорите ободряющие слова, не ругайте за неудачу. У детей слабо развиты вестибулярный аппарат, координация, поэтому они неуклюжи – роняют предметы и падают. Совмещайте воспитание бытовых навыков и нравственных качеств.

Воспитание гигиенических навыков

Психологический комфорт пребывания ребенка в детском саду зависит от навыков самообслуживания. Многие дети не умеют сами есть, ходить в туалет, мыть руки. Воспитатель вынужден делать мамину работу. Поскольку у малышей лучше развито наглядно-образное мышление, для запоминания урока педагог воспроизводит действия, комментируя каждое движения. В создании сложных навыков воспитатели и родители используют интерактивное общение. «Дети, сложите ручки лодочкой», «Разверните полотенца, положите сверху ручки. Теперь каждую вытрите с двух сторон».

Работа с взрослыми

В садах педагоги проводят консультации для родителей, раздают распечатки с дидактическим материалом. На информационном часу рассказывают:

  • о культурном воспитании дошкольников;
  • влиянии мультфильмов и игр на психику;
  • рекомендуют, куда сходить с ребенком;
  • проводят презентации новых пособий, облегчающих воспитание.

Содержание и темы бесед предлагают родители. С поступлением в первый класс у ребенка начинается новый этап. Успеваемость, соблюдение дисциплины развивают организованность, настойчивость, аккуратность. Отпечаток на характер накладывают взаимоотношения с коллективом. В подростковом возрасте акцент делают на волевых качествах, чувстве долга, самоутверждении. В любом возрасте воспитание и моральные ценности определяют привычки, за которые ответственны взрослые.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector